г. Казань, ул. Московская, д. 15, офис 52
Как добраться

База знаний

Средства гармонизации интерьера.

Лозунг «полезное должно быть прекрасным», выдвинутый дизайном на заре своего становления, сменился убеждением: «прекрасное и есть полезное».

Под словом «полезный» в сфере дизайна жилой среды, мы подразумеваем такие понятия, как благодатный, пригодный, хороший и гармоничный.

Непрерывно идет интенсивный процесс постоянного обновления вещей. Человек, руководствуясь своими желаниями, страхами, фантазиями, модой, престижем и т.д., стремится к постоянному обновлению вещей, обновляя свое не только свое вещное пространство, и в целом свою среду обитания. Кроме функционального использования, вещи становятся основной частью по формированию новой смысловой среды обитания человека. Любой дизайн создается человеком и для человека. Они неразделимо связаны друг с другом, здесь синтезируются, история, культура, география, индивидуальность и др.

В проектировании жилой среды (интерьера) гармонизация – это не формальный процесс согласования ее визуальных характеристик, а явление намного более сложное: эмоционально-нравственная система чувств, отражающая атмосферу пространства, и творческий поиск средств и приемов, вызывающих эти чувства.

Главная цель дизайна интерьера — достижение эмоциональной выразительности и художественной гармонии среды обитания. Дизайнер обязан хорошо представлять себе и технические средства реализации эстетического эффекта, привлекая к решению инженерных задач специалистов.

Рассмотрим подробно основные принципы гармонизации пространства жилой среды:

11 . Цвет – очень мощное средство воздействия на психику человека. Уже давно известно, что цвета, с самого рождения окружающие каждого из нас, оказывают на организм, нервную систему и психику человека большое влияние. Особенность цвета состоит в том, что он действует на нас на бессознательном уровне. Поэтому с помощью различных цветов мы можем управлять своими физическими и психологическими процессами.

Еще в середине XX в. швейцарец М. Люшер изучил воздействие различных оттенков на человека и сгруппировал их по степени влияния на наш организм. Он создал свой уникальный тест, позволяющий узнать о психологических проблемах человека и его эмоциональном состоянии.

 

 

2

Остановимся на основных цветах и опишем их влияние на человека.

Красный цвет — цвет энергии жизни («кричит», возбуждает,  стимулирует). Рекомендовано использовать в помещениях, где нужно быть активным, подвижным. Однако, в больших количествах он утомляет.

Оранжевый цвет — жизнеутверждающий. Цвет оптимизма, дружелюбия, комфорта. Немного слабее, чем красный, но также стимулирует, улучшает пищеварение, бодрит, активизирует.

Желтый цвет – это счастья, солнце. Хорошо воздействует на зрение. Радует глаз, стимулирует к движению. Улучшает память, способствует концентрации внимания.

Зеленый цвет — самый естественный природный цвет. Успокаивает, уравновешивает, уменьшает давление, усиливает работоспособность.

Синий цвет– это ощущение силы, гармонии. Ему присуще релаксирующее действие на нервную систему. Синий цвет способен вызывать спад работоспособности.

Черный — нейтральный цвет, символизирует серьезную торжественность, часто скорбь и траур, агрессивное упорство, абсолютный отказ, психологическую защиту.

Белый цвет— это безмятежность, чистота и спокойствие. Белый цвет вносит легкость и воздушность в интерьер. Этот цвет способен зрительно увеличить комнату (и еще некоторые светлые пастельные оттенки).

Оригинальные цветовые решения оживляют интерьер, привносят эксклюзивную нотку в декорирование и придают оригинальности. Не стоит пересыщая комнату обилием контрастных элементов. Если в интерьере есть доминирующий цвет, в качестве контраста хорошо использовать противоположный ему оттенок. Если цветовая гамма выдержана в двух-трех цветах, используйте «принцип треугольника» и подберите контрастный цвет.

 

2 . Правильное освещение — залог гармонии и уюта.

3

В интерьере крайне важна интеграция естественного и искусственного освещения, сохранение баланса между ними и, конечно, художественный подход к использованию разных источников света.

  • Вспомните о простых правилах сторон света. Если окна выходят на запад или на юг, придется серьезно задуматься о рассеивающем оконном декоре, позволяющем время от времени скрываться от слепящих лучей и смягчать высококонтрастные границы ярко освещенных и утонувших в тени областей.
  • В помещениях с окнами на восток просыпаться и приходить в форму по утрам будет легче. Несмотря на то, что свет прямой, он не ослепляет, как днем, а создает красивые свето-теневые переходы и блики на стенах, потолке, мебели. Во второй половине дня солнце уйдет, и освещение станет рассеянным, мягким.
  • В комнате с окнами на север свет всегда рассеянный, но необходимо тщательно продумать использование искусственного освещения и максимально «облегчить» дизайн окон, либо полностью отказаться от оформления шторами.
  • Естественный свет может проникать и в традиционно затемненные помещения (прихожую, ванную, коридор, гардеробную), если межкомнатные двери будут из матового стекла, а стены из стеклоблоков. Также можно предусмотреть межкомнатные окна, сквозь которые будет проникать солнечный свет из соседних помещений.
  • Известно, что смешение источников света разных температур воспринимается нами как дискомфортное. Чтобы одновременно использовать искусственное и естественное освещение, желательно применять люминесцентные светильники или светящиеся панели холодного или тепло-белого света.

 

Отражения и преломления

 

  • Зеркала недаром наделяются магическими свойствами. Они творят чудеса в интерьере: «поднимают» потолок, «раздвигают» стены, создают бесконечное отраженное пространство. Чем больше в комнате зеркал и зеркальных поверхностей, тем она «светлее» и «просторнее».

5

 

  • Кристаллы, хрусталь, многогранные предметы из стекла действуют как призма. Взаимодействуя со светом, они создают непрерывно меняющийся, как в калейдоскопе, эффект сияния.  Используйте их в предметах декора, чтобы оживить интерьер солнечными бликами и расширить пространство.

 

Рассмотрим подробнее и другие правила по созданию гармоничного интерьера:

размеры мебели должны соответствовать площади комнаты.

7

Крупногабаритная мебель будет нелепо смотреться в маленькой комнатке, уменьшив помещение. В просторных комнатах предметы меблировки лучше выбирать массивные, иначе они просто потеряют свою выразительность; при расстановке мебели, руководствуйтесь «принципом качели». Обставляя комнату, нельзя наполнить ее мебелью идентичных размеров. Низким кроватям должны соответствовать высокие шкафы, широким диванам – небольшие мягкие пуфики, элегантным мини барам – массивные стеллажи с книгами, двухъярусным детским кроваткам – низкие столики для игр. Чередуя в обстановке мелкие и крупные предметы, взгляд словно скользит вверх-вниз по мебели – это и есть «принцип качелей»; расстановка мебели по размеру. В качестве элементов подойдут любые детали: текстиль, книжные переплеты, двери чередование элементов декора.

8

Также не стоит забывать об экологическом составляющем жилого пространства. «Человек исторически более приспособлен к жизни в сельской местности, поэтому городская среда вызывает в нем стресс» — отмечал профессор Реймерс Н. Ф. Опасность для человека современных антропогенных воздействий вызвана их принципиальным отличием от природных воздействий, которые действовали сотни тысяч лет. Поэтому очень важно, рассматривая гармонизацию жилой среды обратить внимание на живую природу. Улучшение среды обитания при помощи живых растений.

9

Стоит выделить заключительный принцип гармонизации интерьера жилого пространства — принцип целостности интерьера. «В простейшей формулировке принцип целостности означает требование соотносить любую деталь, элемент с целым и выражать это целое в любой детали и в любом элементе», — определяет Ф.Т. Мартынов.

11

Таким образом, можно сделать вывод, что создание гармоничного единства достигается художественными средствами. Это обеспечение единства стиля и наполняющих интерьер предметов, объединение отдельных составляющих интерьера через тему как художественное средство создания его образа, масштаб и масштабность как средство выразительности и условие единства интерьера. Для достижения единства интерьера в общем замысле его должны быть учтены психофизиологические требования восприятия цвета и цветовые гармонии, функциональные требования к освещению и художественные задачи, решаемые с его помощью.

Для создания гармоничного интерьера необходимо рациональное использование   всех принципов гармонизации, дабы не превратить гармонию в хаос.

12

Автор статьи Калинина Маргарита Евгеньевна

(Visited 3 018 times, 1 visits today)
вернуться к списку публикаций
вернуться к списку публикаций
Комментарии